Упаковка груза для перевозки — важное мероприятие, позволяющее гарантировать целостность перевозимых товаров и минимизировать причиняемый им ущерб. В процессе транспортировки и также погрузо-разгрузочных работ товар подвергается различным физическим воздействиям. Особенно велика опасность поломок при международных перевозках, когда груз доставляется разными видами транспорта, когда погрузка и разгрузка осуществляется несколько раз.
Кроме того, груз может подвергаться воздействию неблагоприятных условий среды — избыточной влаги, повышенной или пониженной температуры. В отдельных случаях опасность представляют и биологические факторы — вредные бактерии, плесневые грибы, насекомые и грызуны, способные повредить не только продукты питания, но и другие грузы, например, дерево, текстиль.
Качественная упаковка груза для перевозки помогает избежать всех этих проблем.
Виды упаковки груза при перевозке
При перевозке грузов используют жесткую, полужесткую или мягкую упаковку.
- Жесткая обычно включает ящики из фанеры и дерева, обрешетка, герметичные металлические емкости, катушки и иные твердые деревянные, металлические, древесноволокнистые конструкции.
- Полужесткая представлена картонными коробками, в том числе имеющими деревянные и металлические поддоны, а также пластиковыми герметичными емкостями, в том числе имеющими обрешетку. Производится из пластмассы, полимерных материалов, гофророкартона.
- К мягкой упаковке относят мешки и обертку из полиэтилена и полипропилена, текстиля, пузырьковую, термоусадочную пленку, скотч, упаковочную бумагу, конверты.
По способу применения тара бывает следующих видов:
- Потребительский — содержит конечный продукт, упакованный в пачку, банку, бутылку.
- Групповой — содержит товары, упакованные в отдельную потребительскую тару, и представляет собой ящики, коробки, мешки.
- Транспортный — емкости, предназначенные для защиты товара в процессе транспортировки — контейнеры, ящики, бочки, лотки, термоусадочная, пузырьковая пленка, специализированные емкости с использованием пенопласта.
Требования к упаковке грузов
- Упаковка любого типа груза прежде всего обеспечивает его полную сохранность от всех негативных факторов.
- Для транспортировки разрешено принимать груз только в чистой сухой таре без видимых повреждений.
- Тара, в которой перевозятся товары, не должна представлять опасность для целостности соседних грузов или средств транспортировки.
- В одной таре нельзя перевозить грузы, относящиеся к высокому и низкому классу опасности.
- Ценные грузы должны иметь специальную пломбу, номер которой фиксируется в сопроводительной документации.
- Упаковка должна содержать все необходимые маркировки, содержащие актуальную информацию об условиях транспортировки и хранения. Запрещается использовать старую тару с маркировками, не относящимися к данному типу товара.
- Помимо этих знаков, на тару наносятся сведения о пунктах отправления и доставки, информационные надписи, знаки соответствия нормам таможенного союза стран — участников транспортного договора.
Упаковка негабаритных грузов
- Негабаритные грузы должны быть упакованы в ударопрочную тару, обладающую амортизирующими и защитными свойствами.
- При этом особые требования предъявляются к компактности упаковки. Она не должна сильно увеличивать и без того значительные габариты груза.
- Тара для негабаритных грузов должна удобно и качественно фиксироваться во время перевозки, чтобы исключить ее неконтролируемое перемещение.
- Остальные требования к упаковке предъявляются исходя из характеристик конкретного товара.
- Наиболее распространённые виды упаковки крупногабаритных грузов — обрешетка из дерева, картонная коробка, термоусадочная пленка.
Упаковка опасных грузов
Для опасных грузов приняты правила, единые для транспортировки любым способом и установленные для грузов, имеющих массу не более 400 кг и вместимость не более 450 л. Данный стандарт неприменим для сжиженного газа, радиоактивных и инфекционных веществ, которые разрешено перевозить только специализированным транспортом, при условии получения специального разрешения.
Опасный груз, в зависимости от его вида, нуждается в специализированной упаковке, параметры которой указаны в нормативной документации. Тара должна быть изготовлена из материала, обладающего инертностью по отношению к грузу, или иметь вкладыш из такого материала. Пластмасса должна быть устойчивостью к внешним воздействиям, в том числе ультрафиолету, чтобы обеспечить сохранность груза долгое время. Металлические емкости должны иметь сварные швы. Вся тара, предназначенная для налива жидкостей, предварительно проверяется на герметичность.
Более подробные сведения о транспортной таре, применяемой для опасных грузов, содержатся в ГОСТ 26319-84.